Учитель-логопед –Першина  Анастасия Александровна

Развитие слухового внимания

и фонематического восприятия.

 

Умение сосредоточиться на звуке – очень важная особенность человека. Без нее нельзя научиться слушать и понимать речь. Так же важно различать, анализировать и дифференцировать на слух фонемы (звуки, из которых состоит наша речь). Это умение называется фонематическим слухом. Ребенок не умеет управлять своим слухом, не может сравнивать звуки. Но его можно научить. Особенно необходимо развивать фонематический слух детям с речевыми проблемами. Порой малыш просто не замечает, что он неправильно произносит звуки. Цель игровых упражнений – научить его слушать и слышать. Вы вскоре заметите, что ребенок начал слышать себя, свою речь, что он пытается найти правильную артикуляцию звука, исправить дефектное произношение.

Игра №1 (дл родителей) «Скажи, что ты слышишь?»

Ребёнку предлагается закрыть глаза, внимательно послушать и определить, какие звуки он услышал: щебет птиц, сигнал машины, разговор прохожих, вой ветра, лай собаки. Можно устроить соревнования между детьми и взрослыми или между маленькими друзьями: «Кто же услышит больше звуков?».

Игры на кухне «Узнай по звуку»

Игра №2 «Узнай по звуку»

Играющие становятся спиной к ведущему, который производит разные шума: перелистывает книгу, рвёт или мнёт лист бумаги, ударяет предметом о предмет, подметает, режет. Играющие на слух определяют звук предмета.

Игра №3 «Продавец и покупатель» или «На кухне»

Для этой игры потребуются жестяные коробочки. Вначале две, затем больше. Содержимое – различные крупы. Можно взять горох, он перекатывается в коробочке громко, и сахар, шуршащий тихо. Покупатель просит продать ему сахар, а продавец предлагает угадать, в какой коробочке он находиться.

Коробочки не открываются, а просто встряхиваются. Находясь с ребёнком на кухне, дайте ему послушать, как звучат при встряхивании в коробочках разные крупы.

Игра №4 «Где позвонили?»

Для этой игры нужны колокольчик или дудочка. Ребёнку завязывают глаза. Взрослый, передвигаясь бесшумно, звонит в разных местах комнаты. Ребёнок должен показать рукой направление звука.

Игра №5 «Найди игрушку»

Ребёнок отворачивается, взрослый прячет игрушку, малыш должен найти ее, ориентируясь на громкость хлопков взрослого: чем ближе к игрушке, тем сильнее хлопки. Соответственно чем дальше от игрушки, тем тише хлопки взрослого. Меняемся? Хорошо!

Игра №6 «Петух, наседка и цыплята»

Папа – петух, мама – наседка, ребёнок – цыпленок. Мама стучит палочкой о стол. Сколько раз она стукнет, столько раз должен пропищать цыпленок. 3 постукивания – пи-пи-пи. Столько же раз кукарекает папа. Как в театре, правда?

Игра №7 «Жмурки с колокольчиком»

Водящему завязывают глаза. Ребёнок с колокольчиком звонит. Водящий должен дотронуться до него.

Устранение тяжёлых дефектов речи невозможно без специальной коррекции фонематического восприятия. Я хочу предложить вам ряд упражнений, для того, чтобы вы поняли, как можно без особых усилий развивать фонематическое восприятие у детей.

1 упражнение. «Выдели слово».

Предлагаю хлопать в ладоши тогда, когда они услышат слова с заданным звуком. (а,б,ж,ш….)

2 упражнение. «Что лишнее?»

Произнести ряды слогов «па-па-па-ба-па», «фа-фа-ва-фа».Необходимо хлопнуть в ладоши, когда услышите другой звук.

3 упражнение. «Верно-неверно»

Показать картинку, чётко назвать изображение: «яблоко».Затем объяснить: я буду называть эту картинку то правильно, то неправильно, а вы внимательно слушайте. Когда я ошибусь, вы топаете» (Яблоко-яплоко-яблако-яблоку).

4 упражнение. «Назови первый звук в слове».

Давайте назовём первые звуки в ваших именах.

Уважаемые родители, обратите внимание, что звуки надо произносить четко, нельзя произносить слоги «зе» в слове Зоя и т.д.

5 упражнение. «Хлопни как я»

Взрослый производит по 3, 4, 5 хлопков с разным набором пауз, а ребёнок повторяет за ним.

6 упражнение.  «Придумай слово»

Взрослый предлагает детям прослушать какое-либо слово и придумать слова, которые звучат похоже (мышка—миска, мишка, крышка, шишка, пышка, фишка; коза—коса, оса, лиса и т. д.) .

7 упражнение «Назвать самое длинное слово»

Взрослый произносит цепочку слов, ребёнок на слух выделяет самое длинное слово.

ДОМ – ГРУЗ – ВИНТ – ЭКСКАВАТОР – КРАН – СКЛАД

БОМБА – ПУЛЯ – ГРАНАТА – МИНА